История Фламенко

В большинстве случаев, когда речь идет о происхождении , мало кто вспоминает историю южной части Иберийского полуострова до 18 века. Тем не менее, не лишено логики предположение, что смешение и взаимообогащение культур, происходившее в Андалузии на протяжении всей ее истории, оказало заметное влияние на развитие этого вида искусства, имеющего народные корни.

Сказалось на становлении фламенко греко-римское влияние: оно чувствуется в средневековых византийских литургических песнопениях. Композитор Мануэль де Фалья указывал на сходства в мелодии и нисходящей минорной гамме. Грегорианские пения во время литургических церемоний, ассимилировавшись, внесли свои мелодические рисунки, с восточным акцентом.

Во фламенко чувствуются отзвуки индийских музыкальных традиций, это отмечают и музыковеды, и музыканты. Помимо индийского сильно сирийское и персидское влияние. Можно вспомнить хотя бы уроженца Багдада Абульхасама Али Бен Нафи (Зирьяб), который был придворным музыкантом во времена Кордовского Халифата с Абдеррахманом Вторым во главе (822-852 гг. н.э.). «Черной птице», объекту исследований для ученых и источнику вдохновения для творцов, Пако де Лусия в 1990 г. посвятил альбом «Зирьяб».

Семивековое арабское господство на Иберийском полуострове (711-1492 гг.) оставило значительный след в политической, научной и культурной жизни Иберийского полуострова, и музыка не исключение. Может быть, арабское влияние в музыке одно из наиболее осязаемых. Можно провести параллели между модуляциями и мелизмами в таких песенных фламенковых формах, как тона и сигирийя, с одной стороны, и призывах на мусульманскую молитву. Также наблюдается сходства в ритмических рисунках.

Постепенное политическое разобщение арабско-андалузских территорий, начавшееся в 1236 году с падением Кордовы и продлившееся до 1492 года (год завершения Реконкисты), открывает христианским королевствам, расположенным на севере полуострова, двери богатого культурного рога изобилия. Вопреки всеобщему мнению, согласно которому «Кастилья стала более андалузской, чем Андалузия — кастильской», начиная с 15 века, культуры других стран вносили более значительную лепту в развитие музыкального репертуара Андалузии, чем казалось на первый взгляд. Размеры многих стилей фламенко, взятых из романсов и кастильских сегидий, верны «своим корням» и даже влияют на становление ритмических норм стилей фламенко.

Между северной и южной частями Иберийского полуострова времен Аль- Андалуса (Современная Испания) установилась тесная культурная взаимосзвяь. Так, исповедующие ислам арабы-завоеватели довольно терпимо относились к христианам, жившим на полуострове. Доказательством тому являются зехель (заджаль) и хардж — «традиционные песенные формы, финальные куплеты, написанные на романском диалекте (наречие христиан Аль-Андалуса), которыми завершался арабский мувашшах — поэма, написанная на арабском или еврейском языках» (Словарь Королевской Академии Испанского Языка).

Возникновение и дальнейшее развитие фламенко тесно связаны с таким ключевым историческим фактом, как прибытие цыган в Испанию. Самый древний документ, свидетельствующий об этой иммигрантской волне, подписанный королем Альфонсом Великим, восходит к 1425 году. Тем не менее, не отрицаются гипотезы, согласно которым цыгане пришли в Испанию намного раньше из Африки, точнее, из Египта. В пользу этой теории говорит этимологическое родство слова «цыган» и топонима «Египет». Вместе с тем большинство исследователей придерживается версии, что цыгане происходят из Панджаба — северо-восточного региона Индии, из которого в 7-14 вв. и началось переселение кочевых племен.

Цыгане, поселившиеся на юге Иберийского полуострова, столкнулись с сочным, ярким андалузским фольклором, который, будучи тщательно переваренным и усвоенным, стал частью цыганской культуры, имевшей восточные корни. Пьер Лефран, исследователь цыганской культуры, придерживается той точки зрения, что симбиоз двух культур — культуры цыган и морисков — наиболее способствует развитию искусства. Мориски — обращенные в христианство мавры для избежания выселения за пределы Иберийского полуострова, тем не менее, следуют музыкальным традициям Аль-Андалуса. Считается, что цыганское влияние на фламенко проявляется, прежде всего, в манере исполнения, но не в творческом плане. Однако каким бы распространенным ни было это предположение, оно вызывает споры и по сей день.

Советуем почитать

Вернуться на главную страницу

Страницы: 1 2 3 4

Вы можете оставить комментарий, или Трекбэк с вашего сайта.

Оставить комментарий

Вы должны Войти, чтобы оставить комментарий.

Создание и поддержка проекта МА Родемакс